Педагог-психолог

Педагог - психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития). Создание условий для охраны физического и психического здоровья детей, забота об их эмоциональном благополучии, развитие способностей каждого ребёнка.
Основные задачи:
1. Сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.
2. Поиск новых форм и методов работы с детьми «группы риска».
3. Проведение консультационной работы с педагогическим коллективом, направленной на создание положительного социально-психологического климата в коллективе.
4. Оказание социально-психологической помощи семьям.
Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения является первым этапом социализации ребенка, своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей какими адаптивными возможностями он обладает. От того, насколько успешно пройдет этот этап, зависит дальнейшая адаптация ребенка к школе, к новым жизненным условиям.
Основные направления деятельности педагога - психолога
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая диагностика воспитанников
Педагог - психолог
- проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии;
- проводит регулярные скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития детей, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи;
- составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
- определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумов;
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется педагогом - психологом самостоятельно в зависимости от круга поставленных задач
- Свободное наблюдение
- Оценка мотивационной готовности Стандартная беседа Т.А. Нежнова
- Ориентировочный тест «школьной зрелости» А.Керна в модификации И.Йерасека
- Беседа, направленная на выявления уровня общей осведомленности, социальной зрелости
- Блок «Экспресс – диагностика в детском саду» под редакцией Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. Изучение развития познавательной сферы
Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.
Материалы структурированы по возрастам:
3-4 года (вторая младшая группа),
4-5 лет (средняя группа),
5-6лет (старшая группа),
6-7 лет (подготовительная к школе группа).
- Диагностика состояния эмоционально-личностной сферы включает оценку
- Тревожности;
- Агрессивности;
- Застенчивости;
- Самооценки;
- Произвольной регуляции поведения;
- Мотивационной сферы;
- Особенности развития эмоциональной, личностной и коммуникативной сферы;
Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях - в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах. При более углубленной диагностики по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей используется та или иная, подходящаяв конкретном случае, диагностическая методика.
- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо"
Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.
- Методика «Лесенка» В.Г. Шур
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
- Методика «Два дома» И. Вандвик, П. Экблад
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
- Методика «Кактус»М.А. Панфилова
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
- Рисунок семьи
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
- Методика «Паровозик» С.В. Велиева
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников).
- Метод Беседы «Нравится ли тебе в детском саду» Е. В. Кучерова
- Наблюдение за коммуникативным развитием детей в группе и особенностям межличностных отношений между детьми Смирнова, О.Е., Холмогорова.
Психологическое просвещение
Цель: создавать условия для формирования у всех участников образовательного процесса положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.
Семинар-практикум - это активная форма взаимодействия, позволяющая незамедлительно получать обратную связь. Она эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в процесс ее «добывания».
Практикум - это специально подобранный комплекс практических упражнений, выполнение которых, а также обсуждение удач и возникающих при этом затруднений, приводит к формированию у родителей необходимых умений и навыков.
"Мы вместе"
Основные задачи семейного клуба:
1. Приобщение родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.
2. Оптимизация детско - родительских отношений.
3. Обмен опытом, обсуждение возникших проблем в развитии и воспитании детей.
4. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика
Педагог-психолог:
- выявляет условия, затрудняющие становления и развития личности воспитанников с учетом их особенностей;
- осуществляет психопрофилактическую работу с учетом особенностей восптанников, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации;
- осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
- участвует в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни;
- разрабатывает рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности воспитанников, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Игры и упражнения, составляющие занятия, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.
Коррекционно-развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Коррекция отклонений эмоционально – волевой сферы (агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, страхи и тревожность ребенка).
Коррекционно-развивающая работу в ДОУ педагог – психолог осуществляет в форме: индивидуальных, подгрупповых занятий, а также взаимодействие со всей группой, что позволяет максимально охватить все категории дошкольников посещающих детский сад.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных Арт - терапевтических технологий: Сказкотерапия, Песочная терапия, Мульттеропия, Изотерапия.
Мульттерапия по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми имеет ряд ощутимых преимуществ,что позволяет решать возникающие проблемы. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций.
Вы любите мультики?
Да! Я, так же как и вы люблю, пересматривать добрые старые мультфильмы и смотреть новые.
Первое знакомство с мультфильмами происходит в детстве. Будучи детьми, все мы, с огромным интересом прилипали к экрану телевизора для просмотра мультфильмов. Они поднимали настроение, расслабляли, формировали представления о добре и зле.
Сегодня развитие творческой активности детей является одной из главных ценностей современного общества и приоритетных задач образования. На мой взгляд, АРТ – терапия, а именно одно из его направлений метод мульт-терапии, как нельзя лучше формирует у ребенка свободу в творческом поиске, дает возможность импровизировать, даря заряд положительной энергии и желание достигать всё новых и новых высот!
Мульт - терапия – одно из новых направлений в развивающей работе с детьми. Это метод, представляющий собой групповое или индивидуальное создание анимационного фильма детьми под руководством взрослых. Ребенок может не только пассивно смотреть мультфильмы, но и стать сценаристом, режиссером, звукооператором, художником – декоратором и т.д.
Данный метод заключается в том, что дети совместно с педагогом создают собственный мультфильм. Материалом для создания мультфильма могут служить абсолютно разные вещи: от сюжетных игрушек, пластилина и бумаги, до подручных средств и бросового материала. В создании мультфильмов можно использовать различные приемы и техники — рисование песком или манкой, рисование на воде, даже обычный кусок проволоки можно превратить в характерного мультипликационного героя.
Наши мультфильм: Путешествие звездочки ДИАНЫ
Изотерапия – это терапия рисованием.
Изотерапию можно назвать фундаментом арт-терапии, это самый распространённый вид терапии искусствами. В изотерапии могут использоваться совершенно различные средства для изображения: краски (гуашь, акварель, акрил, масло), карандаши, масляная и художественная пастель, фломастеры, мелки. В общем, все, что может оставлять следы на бумаге. Хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на холсте, деревянных, стеклянных поверхностях, ткани. Чаще всего используется бумага, краски, карандаши или мелки.
Занятия изотерапией раскрывают потенциал малыша, вдохновляют и открывают новые возможности. Игровые занятия по рисованию проводят, как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Изотерапия включает несколько направлений :
— личный рисунок, позволяющий выразить свое «Я» и его анализ;
— использование художественных готовых произведений.
На занятиях по изотерапии взрослый предлагает малышу создать рисунок на заданную или произвольную тему. Во время рисования специалист внимательно следит за детскими эмоциями художника, интересуется, что малыш испытывает, а также чувствует во время рисования. После рисования ребенок дает описание, что он изобразил.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?
Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.
В гостях у песочной феи
Игра с песком - это не только развлечение для ребенка, сама текстура песка дает возможность для развития у детей тактильных ощущений, координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков, что напрямую связано с развитием речи. Рисуя двумя руками одновременно, происходит развитие обоих полушарий головного мозга.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.
По мере освоения техники рисования песком, обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность...
Очень полезно рисование песком гиперактивным, тревожным детям. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей.
Ребенок неуверенный в себе, с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить и фантазировать, раскрывает свой внутренний мир - прекрасный и сказочный.
Игры с кинетическим песком.
Кинетический песок уникален тем, что отлично держит форму, но при этом обладает высокой степенью сыпучести. Он приятен на ощупь и доставляет огромное удовольствие обладателям маленьких пальчиков. Играя c таким песком, у детей развивается мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, фантазия и творческое воображение. A еще, такие игры и манипуляции с кинетическим песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься.
Основные направления деятельности педагога - психолога
Консультации
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи.
График работы педагога-психолога: ежедневно с 8:00 до 15:00 , четверг с 11.00-18.00,кроме праздничных дней.
Выходные: суббота, воскресенье.
График консультаций для родителей:
Понедельник: с 8.00 до 9.00
Вторник: с 8.00 до 9.00
Среда: с 8.00 до 9.00
Четверг: с 17.00 до 18.00
Пятница: с 8.00 до 9.00
Кабинет педагога-психолога находится на втором этаже (административный корпус, напротив группы №9)